eto_kajuri (eto_kajuri) wrote,
eto_kajuri
eto_kajuri

Categories:

Одесса. Часть 2.

Рассказ о поездке автостопом по маршруту Минск – Одесса Керчь Москва.
8 – 15 января 2013г.

Часть вторая.
Одесса – Керчь Москва.
Преодолели 2200 км.



            На следующий день у нас была запланирована поездка в одесские катакомбы, куда мы и направились с утра, стартовав с автовокзала. На массивной двери, ведущей в подземелья, прикреплена бумажка с номером телефона. Как оказалось, мы стояли у входа, где ничего, кроме самого входа, и не было, а вот на выходе из катакомб был музей, откуда к нам и пришла девушка-экскурсовод. Говоря «вход» и «выход», я подразумеваю начало и конец маршрута, по которому ведут экскурсию, а в целом, конечно, входов-выходов намного больше. Поражает общая протяжённость катакомб – она составляет порядка 3000-4000 км. Только представьте: три тысячи километров! Как от Москвы до Новосибирска! И точные цифры никто не знает, потому как до сих пор нет подробных карт этих подземелий. Бывали случаи пропажи людей в катакомбах. Ушёл человек, и всё, не вернулся.
       «Туристический» участок катакомб оборудован освещением. Казалось бы, какая мелочь, но страшно представить, в каких условиях здесь жили люди в годы войны. Без нормального света, без свежего воздуха, без удобств цивилизации здесь жили месяцами и годами. Дополнительные трудности создавали и враги, которые могли быть наверху. Нельзя было просто сложить печку, выведя трубу вертикально вверх – дым, исходящий из-под земли, сразу заметят. Нельзя было выходить на поверхность, предварительно не просушив одежду – натасканные собаки быстро вычисляли запах сырости, а тех, кого подозревали как партизана, расстреливали без суда и следствия.


            Понравилось то, что экскурсовод не просто проговаривала нам стандартную для посетителей речь, а постоянно дополняла её своими знаниями. Как выяснилось, они с мужем — директором музея — тщательно изучают различную информацию о катакомбах, общаются с людьми, которые так или иначе связаны с этими подземельями, и дополняют копилку знаний об этом объекте. Будете в Одессе, загляните с экскурсией в катакомбы, рекомендую. Уверен, не пожалеете.
            Поблагодарив девушку и заплатив по 50 гривен, мы пошли искать автобусную остановку. Найти её не успели, потому что проезжающий автобус по-товарищески остановился возле нас и дружелюбно распахнул двери.
            Вот мы и снова в центре. Тут я вспомнил, что неплохо было сфотографировать Дерибасовскую. Без неё, конечно, Одесса — не Одесса, но всё-таки улица мне не очень понравилась. Куча припаркованных автомобилей, море торговцев. Неуютно как-то, что ли. К примеру, улица Вайнера в Екатеринбурге или Баумана в Казани мне остались более симпатичны. Ну да это дело вкуса.

            В нашем неписаном списке «маст-гоу» мест остались пляжи. Вчера мы не пошли к морю из-за темноты, а сейчас время было ещё раннее. Ступая по снежно-песочной каше, мы подошли поближе к воде и сбросили рюкзаки. Серая пелена безмолвного неба, шум моря, покачивающиеся на волнах чайки и лишь изредка проходящие на фоне этого пейзажа люди... Умиротворение. Летом здесь, скорее всего, очень тесно и шумно, а вот зимой есть возможность побыть в относительной тишине. В прошлом году мы были в зимней Ялте, мне понравилось. Только в Одессе ещё и пляж получше — песочный, а не галечный.

            Сделав фото нашего пляжного отдыха (в отпуск поехали на море, ёлки-палки!), мы не спеша побрели по побережью. Когда ещё будем на море зимой? Думаю, как минимум разок — хочется побывать в пещере Эмине-Баир-Хосар, что недалеко от Симферополя. Зима — удачное время для такой поездки. Но всё это потом, а сейчас мы нашли двух женщин за столом и много-много кошек вокруг них. Максим говорил, что Одесса полна бездомными кошками, да и у него у самого живёт бывшая уличная киса, но, гуляя по городу, мы их почти не видели. А здесь так много и сразу! А, да здесь их ещё и кормят. Конечно, я бы тоже прибежал, будь я котом.
            И снова темно, и снова нужно думать, чем себя занять. Беспроигрышный вариант — пойти в кино. Немного опоздав на сеанс, быстренько пробрались на свой первый ряд и начали вникать в суть мультфильма про Снежную Королеву. Сначала планировали посмотреть «Анну Каренину», но, узнав, что фильм идёт на украинском языке, решили не мучиться. Конечно, языки похожи, но мозг пришлось бы основательно поднапрячь, а делать это в тот момент не хотелось.
            Посмотрев ещё один фильм, поехали на вписку за вещами. Добрая мама Максима вручила нам иконы для путешественников со словами, что «стоит только прочитать молитву, и вас сразу подберёт машина». Необычно, необычно. Никогда нам такого не дарили.
            Вокзал, объявления через громкоговоритель и знакомый запах угля на перроне. Романтика. Ищем вагон, который на ночь станет нашим домом.
            — Ребят, хотите в СВ поехать? Сто гривен всего!
            — Мы уже плацкартные билеты купили за 80. Знать бы заранее...
           Утром прибыли в Симферополь. Интересное ощущение, когда ловишь себя на мысли, что, приехав в тот или иной город, знаешь входы и выходы с вокзала, расположение нужных торговых точек, места остановок транспорта и другую полезную информацию. Чувствуешь себя этаким бывалым путешественником. Вот и сейчас мы, открыв в своей памяти страничку с Симферополем, уверенным шагом пошли в «Макдак», а затем на автовокзал.
            За окном моросит дождь, а дорога и окрестности покрыты серой пеленой тумана. Автобус неспешно приближает нас к следующей контрольной точке на карте. Из-за неровностей на асфальте и девиц, шумно распивающих коньяк на задних сиденьях, не получается нормально поспать. Звонит хостер Миша, с которым мы созванивались ещё в Одессе, узнать, что наши планы не изменились. Вечером будет вписка, а пока что до Керчи ещё несколько часов езды...
            Наконец приезжаем, добираемся до вписки, знакомимся. Гулять по городу уже нет ни времени, ни желания. Откладываем знакомство с Керчью на завтра, а сейчас пытаемся найти какое-нибудь кафе. Гривен в карманах хватит лишь на проезд в маршрутке, вся надежда на оплату картой. Путешествие — это серия небольших квестов.

            Хозяин, на удивление, на всю ночь покинул квартиру и запер нас, пообещав вернуться рано утром. Несмотря на жёсткий ламинат, на котором мы спали, и воинственно настроенного кота, от которого я впоследствии спрятался в другой комнате, поспать получилось неплохо. В 6 утра вернулся Миша, мы покинули вписку и пошли гулять по мокрым улицам спящего города.
            Поднялись на гору Митридат — главную достопримечательность Керчи. Поднимаясь по вековым ступенькам, ощущаешь веяние истории. Люди в этих местах жили уже за несколько веков до нашей эры. Жаль, что туман не позволил полюбоваться видами, которые открываются с горы. Может, приехать сюда ещё раз? Да можно...

            Тем временем город начинает просыпаться, людей и автомобилей на улицах становится больше, а пуховик продолжает промокать. Перед отъездом в порт ещё есть немного времени, которого как раз хватит, чтобы зайти на рынок и купить открытку для девушки из Краснодара, у которой мы будем вписываться. Магниты, колокольчики, почему-то мышеловки — открыток нигде нет. Пройдя почти весь рынок, находим желанное и затем спешим на вокзал.
            В порту наверняка будет суета, поэтому нужно заранее купить бутылку минералки. Огромное здание автовокзала оказывается лишь пустой бетонной коробкой с зияющими проёмами окон. Пять аптек и ни одного продуктового магазина или ларька. Благо, не так далеко есть супермаркет.
            Прибыв в порт «Крым», затариваемся билетами за 37 гривен и ждём посадки на паром. Наступает заявленное время посадки, но ничего не происходит: как стояли в очереди, так и стоим. Оказывается, сейчас с парома будут выходить те, кто только что на нём приехал. Опаздывает транспорт, опаздывает, да и медлительный погранконтроль задерживает поток... Люди в очереди мёрзнут, но ждут. Кто-то возмущается ситуацией, но с подводной лодки никуда не деться. Продолжаем стоять.
            Наконец, попадаем на борт. А здесь не так уж и мало народа собралось! Интересно, что здесь творится летом, когда людей гораздо больше. Жара, влажность и те же минуты ожидания, которые кажутся ещё дольше?
            Плана по преодолению расстояния от порта «Кавказ» до Краснодара у нас не было, а на пароме вместе с нами переправлялся автобус, следующий в нужном нам направлении. Водитель запросил 500 рублей за человека. Многовато... Автостоп в этих краях, конечно, не самый лучший, но наверняка в порту найдём, на чём уехать. Так и получилось.
            Паромная переправа занимает около получаса, за которые мы успели и внутри посидеть, и по палубе погулять. На борту была целая международная компания: русские, украинцы, молдаване, узбеки и даже сербы. Без визы находиться на территории Украины можно лишь 90 дней, и те, кто решают прожить здесь дольше, регулярно пользуются паромом, чтоб зарегистрироваться на российском берегу и вернуться обратно. Они нервничают, рассчитывая успеть пройти два погранконтроля до отхода парома обратно. Судя по всему, на выходе ожидается давка, поэтому лучше стоять одними из первых. Как только трап опустился на приемлемый угол, началось тако-о-ое... Толпа стремительно набрала скорость, двигаясь по направлению к пограничному контролю. Люди всех возрастов, с сумками и без, скакали через лужи, перебегали по грязи и бордюрам, лавировали среди других участников забега, лишь бы оказаться не в конце очереди, которая обещала быть довольно длинной. «Все побежали, и я побежал» — мы очень быстро приняли решение побыть спринтерами и тоже рванули вперёд, наблюдая, как забавно пожилые люди толкаются и перемахивают через препятствия. Кто-то стремился успеть на обратный рейс, а кто-то спешил на автобус до Краснодара, куда нужно было попасть и нам.
            И вот контроль пройден, и мы снова очутились на свободе. Увидев стоящий автобус, осведомляемся о наличии свободных мест и покупаем билеты в кассе: «С вас по 280 за проезд. И ещё за багаж 25. — Что? Почему так дорого? А, это же в рублях! Отвыкли...»
            Переправившись через пролив на пароме, мы стали всего на несколько километров ближе к Москве. И хотя это было ничтожно мало по сравнению с оставшимися полутора тысячами, всё равно чувствовалось, что мы дома — на территории своей страны. Гривны в кармане можно заменить на рубли, мобильник с украинской сим-картой убрать в рюкзак, а время на хронометре подвинуть на два часа вперёд.
            Краснодарский край уже накрыла вечерняя темнота, когда мы доехали до вокзала. Подивившись завалу вещей, под которыми на остановке троллейбуса мирно жили бомжи, мы стартанули на «рогатом» до нужной остановки. Вечерний вид города совершенно не радует – почти час езды по гигантской беспорядочной казачьей станице с одноэтажными домиками и разномастными заборами. Едем аж на самую окраину города, где стоят несколько многоэтажных новостроек.
            И вот мы на вписке, с пачкой пельменей в руках! Хозяйка по имени Марго показывает, куда можно поставить рюкзаки и где мы будем спать. Марго — настоящая хиппарша: любит свободомыслие и резкие суждения. Долго рассказывала нам об Утрише и других местах сбора «неформалов». Ужин, разговоры, журавлики из оригами в качестве подарка — и мы, довольные и уставшие, забираемся в спальники, предварительно посмотрев на сайте Вольной Энциклопедии, каким образом удобнее выезжать из города.
            Утром на троллейбусе добираемся до объездной, занимаем позицию и начинаем отсчёт времени, чтобы знать, когда меняться. Сначала стопит один, потом другой. Иначе устаёшь руку держать.
            Сквозь высокие здания и строительные краны робко пробивается рассвет. Красный солнечный диск на глазах поднимается выше и выше. «Начинается новый день, и машины туда-сюда». А вот и наша машина — «копейка» советских времён, на которой мы мчим до конца объездной с немалой скоростью 140 км/ч.
            Краснодар остался позади. Следующая точка — Ростов-на-Дону, до которого после 15-ти минут ожидания нас берёт парень на Мазде. С каждым километром на север всё больше снега видим на обочинах, а по асфальту изредка бежит озорница-позёмка. Внимание переключено в основном на дорогу, а точнее на сцепление наших летних шин с холодным покрытием.
            В Ростове-на-Дону меня съел автобус. По незнанию местных порядков, я попытался зайти во вторую дверь; тут-то он и захлопнул пасть. Немного пожевал, но оставил целым и невредимым.
            А затем мы ехали на маршрутке до выезда из города. Водителем был молодой кавказский парень, который резко жал на педали и рывками крутил руль. Кажется, это было упражнение для пассажиров, развивающее устойчивость на ногах и крепость хватки.
            Мы снова на трассе. Отличная позиция безо всяких отвлекающих элементов и сооружений, кажется, обещала нам помочь добраться к вечеру до Воронежа. Я уже представлял, как на следующий день мы погуляем по улице Лизюкова, известной по советскому мультфильму, а затем пойдём смотреть знаменитого воронежского коня...
            Первыми нас взяли ребята на Ладе. Было тесновато, зато нескучно. Парни взяли нас из любопытства — они никогда не подвозили стопщиков и, более того, не общались с ними. Рассказали им, кто мы и как мы. Между собой они обсуждали последние новости района: кому-то даги вломили, кто-то стрелку забил, а некий Соловей, кажись, скурился или сел… Подвезли не намного, зато снова на хорошую позицию, откуда нас почти сразу забрал мужик на «семёрке», запомнившийся мне фразой: «Да смысл пристёгиваться? Это же российская машина, тут ремни и не спасут». Водитель оказался офицером-миротворцем, служившим в Южной Осетии. Сейчас, с пассажирами, он вёл автомобиль аккуратно, но рассказывал, будто однажды поцапался с иномаркой на скорость и разогнал «жигуль» до 190 км/ч! Остановивший его гаишник был настолько поражён показаниями радара, что отпустил безо всякого штрафа.

            До Москвы около 1000 км, до Каменск-Шахтинского — около 20. Зато там есть вокзал, с которого мы можем уехать на поезде, если до глубокого вечера нас никто не возьмёт. Уже темнеет, холодает, а мы по-прежнему вглядываемся в даль, надеясь на притормаживающий попутный автомобиль. Снова пошли в ход светоотражающие элементы. Наконец, видим мигающий правый поворотник, и тяжёлая фура с трудом останавливается на краю дороги.
            — Куда вам? Садитесь! Я до Владимира еду.
            — Спасибо, с радостью доехали бы с Вами до Москвы!
            — Да не вопрос! Если б я был против, я бы и не остановился!
            Воронеж, стало быть, отменяется до лучших времён, а до дома нам остался хоть и длинный, но всё-таки один шаг.
            Дальнобойщик Фёдор везёт пятигорское молоко в простом тенте: фирме не важно, замёрзнет оно или нет, лишь бы груз был доставлен. В кабине натоплено, рассказываем друг другу весёлые истории, настроение хорошее. На улице уже минус 15, по рации поступают сообщения, что неподалёку у корейского грузовичка проблемы с зажиганием, и водитель замерзает… Не вопрос: подкатили, «прикурили», спасли товарища.
            ...Машина вдруг закашлялась и начала сбавлять скорость... Водитель давит педаль, а разогнаться никак не выходит.
            — Что ж такое-то? Меня фирма обязывает здесь заправляться… Чёрт, залили какую-то бодягу! Встанем на заправке, попробую исправить, а вы пока в кафе сходите. Если денег нет, я дам!
            Но ничего не помогло. Феде уже было не до историй. Груженая фура не могла выжать больше 15 км/ч. Только начнём разгоняться под горку, а там вновь подъём, и тащимся со скоростью велосипедиста. Водитель израсходовал запас матерных слов. Такими темпами ехать нам предстояло всю ночь…
            Неисправность удалось устранить лишь утром, заменив топливные фильтры. Вот теперь покатили что надо, да только оставалось не более ста километров. Спустя полтора часа, пожелав друг другу удачи, мы попрощались с этим добрым водителем на МКАДе и побрели в сторону ближайшей станции метро. Мы снова в Москве, путешествие закончилось. Путь от Краснодара до Москвы занял у нас 29 часов.
            Эх, снова писать отчёт и разбирать фотографии. Зато впечатления, как обычно, уже упорядочены и надёжно записаны в энергонезависимую память.

            Здесь люди спали.


            А за этими «партами» учились дети.



            Какой юг без пальм?


            И какая Одесса без кошек?


            Туманный вид с горы Митридат.

Раннее утро в Керчи.


Кто знает, что это за символ?




            На этом месте могли быть ваши балконы?




Предыдущая часть рассказа:

Одесса. Часть 1




Tags: Одесса, Одесская область, Украина, автостоп, города, зима, интересное, катакомбы туризм, одесса-мама, отчеты, пещеры, самостоятельный туризм, фоторепортаж
Subscribe

  • Одесса. Часть 1.

    Рассказ о поездке автостопом по маршруту Минск - Одесса - Керчь - Москва. 8 – 15 января 2013г. Часть первая. Минск – Одесса. Преодолели…

  • Евростоп без водки и медведей. Часть 5.

    Художественный отчёт о путешествии автостопом по маршруту Москва − Барселона. 15 июля − 21 августа 2011г. Часть пятая. Делфт −…

  • Никакого декаданса! Часть 2.

    Отчёт о поездке в Крым. 4 − 7 января 2012 года. Начало: Никакого декаданса! Част ь первая, ялтинская На второй день нашего крымского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments